?

Log in

No account? Create an account
Песков

peskow


Песков Михаил Владимирович


Previous Entry Share Next Entry
ЗЕЛЁНЫЕ ЛЁГКИЕ МОСКВЫ – РЕЗЕРВЫ ИСЧЕРПАНЫ!
Песков
peskow
    Все мы из школьной программы знаем или, по крайней мере, должны знать о ничем не заменимой экологической роли растительного покрова. Любая растительность – и естественная (лесная, луговая, бурьянистая и др.) и искусственно создаваемая человеком (озеленительные, защитные и т.п. зелёные насаждения), находящаяся как в природных ландшафтах, так и в городах – оказывает самое благотворное влияние на окружающую среду, с большей или меньшей эффективностью выполняя средозащитные, средостабилизирующие и другие полезные функции по её оздоровлению. Фактически – это «зелёные лёгкие» всех и каждого из нас. Особо важное экологическое значение леса, зелёные насаждения и другая растительность имеют для крупных городов, тем более – мегаполисов, среди которых Москва является крупнейшим в Европе.
Экологическая эффективность растительности, являющейся столь важным фактором оздоровления окружающей среды и от состояния которой зависит не только наше с вами здоровье (а это главное!), а теперь уже просто выживание в Москве, определяется в основном двумя показателями. Это площадь, занятая растительностью, и объём травы, листьев на деревьях и кустарниках, т.е. продуцирующей зелёной биомассы. Кто-то предложит дополнить значимые для оценки экологической эффективности «зелёных лёгких» показатели состоянием растительности, но объём зелёной биомассы как раз и является одним из самых объективных критериев её состояния.

О роли «зелёных лёгких» в жизни каждого из нас знают если не все москвичи, то хотя бы многие из них. Но мало кому из жителей нашего города известно, что для поддержания благоприятного для здоровья горожанина состояния окружающей среды на его долю должно приходиться не менее 50 кв. м «зелёных лёгких» в границах Москвы (речь идёт только о т.н. «старой» Москве – единой территории в границах МКАД и прилегающих к ней «протуберанцах», включённых в состав Москвы в 1984 г., где проживают не менее 11,5 млн. чел.) и 300 кв. м – в пригородной зоне. Причём оба эти норматива «работают» только в паре: если нет 300 кв.м/чел. в пригородной зоне, то и 50 кв.м/чел. «зелени» в самом городе уже недостаточно. Это – рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это – экологический норматив обеспеченности человека «зелёными лёгкими», а не рекреационный, которым до сих пор в официальных документах пользуются у нас и который всего-то определяет комфортность отдыха на природных и озеленённых территориях. При этом площади под дорогами и дорожками, площадками и застройкой в границах таких считающихся экологически эффективными территорий при подсчёте этого показателя не учитывают: во внимание принимают только занятые растительностью участки, т.е. их площадь «нетто». Следует особо подчеркнуть, что чем больше в составе «зелёных лёгких» лесных и других природных сообществ, отличающихся, как известно, максимальной экологической эффективностью, чем более «природоподобны» создаваемые человеком городские зелёные насаждения, тем более эффективно наши «зелёные лёгкие» оздоровляют окружающую среду, а значит – каждого из нас.

Следует также знать, что у Москвы пригородной зоны нет, её лесопарковый ЗАЩИТНЫЙ пояс (ЛПЗП) был самовольно упразднён властями Московской области ещё в конце 1990-х гг., а уцелевшие леса, поля и луга бывшего ЛПЗП активно поглощаются городами и другими населёнными пунктами ближнего Подмосковья, застраиваются жильём и иными объектами, так что 300 кв.м/чел. растительного покрова вокруг Москвы для её жителей просто нет. И рассчитывать нам теперь приходится только на свои собственные внутригородские леса, парки и другие природные и озеленённые территории. Именно они в сложившейся ситуации во многом определяют чистоту воздуха, микроклимат всего мегаполиса, отдельных его районов и каждого двора, особенно – в экстремальных погодных условиях, которые во всё более урбанизируемой и раздвигающей свои границы Москве по вполне объяснимым причинам возникают всё чаще и чаще.

А сколько же «зелёных лёгких» в самой Москве вообще, и какова обеспеченность ими жителей столицы? К сожалению, этого никто из нас не знает. Если даже такие экологические характеристики российской столицы где-то и существуют, то они не доводятся до москвичей. Их нет в действующем Генеральном плане и другой градостроительной документации, в которых приводятся только площади природных (особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, речные долины) и озеленённых территорий разных категорий (парки, сады, скверы, бульвары, всевозможные НИИ, больницы, кладбища и т.д.). Но в них учитываются и лишённые растительного покрова участки, занятые дорогами, площадками, разного рода строениями и сооружениями и т.п. Занятые лесной и другой естественной растительностью, зелёными насаждениями площади подсчитывались при разработке документации по планировке особо охраняемых природных территорий, но постановлениями Правительства Москвы они не утверждались и, соответственно, известны только разработчикам этой документации. Так что мы, москвичи, в полном неведении о том, какая же площадь в нашем городе на самом деле занята «зелёными лёгкими» и работает на наше здоровье. Зато с полной определённостью можем утверждать, что её явно недостаточно для благополучия окружающей среды в городе с населением не менее 11,5 млн. чел. по официальным данным и до 20 млн. чел. – по неофициальным. Если следовать рекомендациям ВОЗ, то в пределах «старой» Москвы площадь под растительным покровом всех видов должна составлять от 57,5 тыс. га до 100 тыс. га в зависимости от того, какую численность населения нашего города мы учитываем – официальную или реальную. Но в любом случае, в «старой» Москве таких площадей нет.

Московский Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) утверждает: «По данным дешифрирования аэрофотоснимков территории города за 2012 год площадь территории города, фактически занятая зелеными насаждениями, составляет 54%. Оценка суммарной площади природных и озелененных территорий города в границах красных линий составляет 49,36%, при показателе обеспеченности озелененными территориями различных категорий на одного человека 42,21 кв.м/чел.». Однако приводимые ДПиООС цифры доверия не вызывают, если, конечно, речь не идёт о Москве в её новых границах, куда вошла юго-западная часть Московской области вплоть до Калужской области – с лесами, лугами, полями. И это подтверждается элементарными расчётами.
В начале 1980-х гг., когда Москва занимала 87866 га, общая площадь всех «зелёных массивов и насаждений в пределах городской черты» (не территорий!) составляла 40495 га, т.е. 46%. Обеспеченность москвичей «зелёными лёгкими» в целом достигала 50,3 кв.м/чел., а «зелёными массивами и насаждениями» общего пользования, т.е. городскими лесами, парками, садами, скверами и бульварами, занимавшими тогда 16010 га, – 19,87 кв.м/чел.

В 1984 г. в границы Москвы были включены 11 тыс. га примыкающих к МКАД подмосковных территорий – т.н. «протуберанцев». Даже если половина этой площади к настоящему времени оставалась бы «зелёной», а на территориях внутри МКАД не застроили бы ни одного гектара с зелёными насаждениями, лесами или лугами, то к 2012 г. под всеми «зелёными массивами и насаждениями» должно бы быть 45995 гектаров, или 47% «старой» Москвы. А вот обеспеченность «зелёными лёгкими» москвичей, проживающих в этой самой урбанизированной части российской столицы с запредельной плотностью населения, была бы ниже 40 кв.м/чел. Однако в действительности эти показатели существенно меньше. Ведь за последние 30 лет площадь «зелёных лёгких» в Москве постоянно уменьшалась при строительстве и реконструкции дорог и линий метрополитена, строительстве новых жилых домов и кварталов, всевозможных спортивных и других капитальных и некапитальных объектов, а также при благоустройстве природных и озеленённых территорий со строительством и реконструкцией прогулочных дорог, всевозможных площадок отдыха и спортивных площадок, объёмных сооружений спортивного и досугово-развлекательного назначения и т.д. Особенно большие потери, очень часто – необратимые, наши «зелёные лёгкие» понесли после 2010 г., и они растут чуть ли не с каждым днём. А новых объектов озеленения, которые создавались бы с нуля, т.е. на освобождаемых от асфальта или застройки и рекультивируемых землях, и компенсировали бы все эти потери, в Москве не создают уже давно. Нельзя же, на самом деле, считать таковыми занятые стихийной растительностью территории только потому, что их нарекли «народными парками» и благоустроили, сократив, кстати, площадь под насаждениями и травой. Вот как описывается работа по созданию одного из таких парков: на существующей озеленённой территории подрядчику предстоит «вырубить растущие там деревья и кустарники; обустроить дорожки, установить малые архитектурные формы, бетонные и деревянные конструкции, обустроить детские и спортивные площадки, наружное освещение и дренаж». На заседании Правительства Москвы 29 июля с.г. заместитель Мэра Москвы П.П.Бирюков сообщил, что Правительство Москвы реализует важный запрос москвичей на создание новых парковых и озеленённых территорий, и отрапортовал, что «на месте пустырей и заброшенных территорий появились 52 народных парка… В 2014 году у нас будет ещё 53 таких парка, общая площадь — их 105 — составит примерно 320 гектаров. За три года реализации программы благоустройства парков горожане получили около 190 современных озеленённых территорий, где можно полноценно отдыхать». Однако это же означает, что экологическая эффективность 190 «новых» озеленённых территорий – благоустроенных и «причёсанных» – существенно сократилась.

Негативная для благополучия окружающей среды и здоровья москвичей ситуация усугубляется экологически неграмотным и неприемлемым для столь огромного города как Москва содержанием как озеленённых, так и природных территорий, когда в жертву «эстетичности и декоративности» деревьев, кустарников, травяного покрова приносится их экологическая эффективность. Нынешние «специалисты» от зелёного строительства и охраны природы рассматривают растительность не как важнейший фактор, обеспечивающий благоприятную для человека среду обитания и экологическую безопасность города, а как элемент его декоративного оформления. А если ещё будут реализованы озвученные руководителем ДПиООС А.О.Кульбачевским намерения руководства города вырубить в Москве значительную часть тополей – самых эффективных в средозащитном отношении и устойчивых к воздействию городской среды деревьев, то это приведёт к самым печальным последствиям для экологической безопасности многомиллионной столицы – качество атмосферного воздуха в городе ухудшится настолько, что на этом фоне тополиный пух, досаждающий москвичам 2-3 недели в году, покажется мелкой неприятностью. Тем более, что, скорее всего, высаживаемые вместо взрослых тополей молодые деревца других пород в сложившейся в Москве неблагоприятной экологической ситуации, если и приживутся, то будут расти очень плохо. Это наглядно подтверждает нынешняя практика озеленительных работ в Москве.
Можно однозначно утверждать, что нынешние власти российской столицы полностью игнорируют приоритетное значение городских лесов, зелёных насаждений и другой растительности как важнейшего фактора нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды в городе. И не случайно Москва осталась без жизненно необходимой миллионам её жителей государственной программы города Москвы «Охрана окружающей среды», а все экологически значимые, т.е. занятые растительностью территории – наши «зелёные лёгкие» – отданы на откуп программы «Развитие индустрии отдыха и туризма», а если уж называть вещи своими именами – на потеху и развлечения.

А что же в этой ситуации Мосгордума (МГД), большинство в которой составляют депутаты от Единой России (ЕР), причём 2-х и даже 3-х созывов, т.е. работающие в Думе на постоянной основе уже 13 лет? Как законодательно обеспечивается экологическая безопасность российской столицы? И как депутаты МГД защищают конституционные права москвичей на благоприятную окружающую среду, которая напрямую зависит от площади и состояния городских «зелёных лёгких»? К сожалению, приходится констатировать, что практически никак. И это подтверждается многочисленными примерами. В 2010 г. МГД, несмотря на протесты значительной части москвичей и специалистов по охране природы, утвердила Генеральный план Москвы до 2025 г., который содержит немало решений, реализация которых причинит вред природному наследию Москвы и приведёт к дальнейшему ухудшению состояния окружающей среды, особенно – в давно сложившихся и малоозеленённых центральных районах города. В 2012 г., уже при новом руководстве города, МГД одобрила безумное расширение Москвы с включением в её состав юго-западной части Московской области. А если кто-то из депутатов от ЕР и задумался о катастрофических для «старой» Москвы экологических последствиях этого решения, то свою озабоченность никак не проявил. Нынешние депутаты фактически разрешили нецелевую застройку московских особо охраняемых природных территорий (ООПТ), природных и озеленённых территорий; предоставление земель ООПТ в постоянное пользование непрофильным для охраны природы учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сферах культуры, физической культуры и спорта, образования и здравоохранения – естественно, не для сохранения и восстановления природы; отменили компенсационное озеленение; не осуществляют контроль за реализацией в полном объёме принятого ими в 2005 г. Закона города Москвы «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» – после 2010 г. не создана ни одна из более чем 50 подлежащих созданию ООПТ, а в результате – часть из них или уже застроена или намечена под застройку, как, например, междуречье Сходни и Муравки в проектном ландшафтном заказнике «Долина реки Сходни в Митине».
И каждый год, несмотря на отсутствие государственной программы города Москвы «Охрана окружающей среды», депутаты утверждают бюджет города Москвы с небывалым ранее многомиллионным и миллиардным финансированием проектных разработок, всевозможных работ по благоустройству, реконструкции и приспособлению «к современному использованию», содержанию ООПТ, природных и озеленённых территорий, большинство из которых если не уничтожают наши «зелёные лёгкие», то приводят их к деградации – со всеми вытекающими последствиями.

Казалось бы, депутаты МГД должны защищать гарантированное Конституцией РФ право своих избирателей на благоприятную окружающую среду, важнейшим фактором которой в Москве, повторюсь, являются городские леса и другие природные комплексы, зелёные насаждения. Но выполняют ли они эту обязанность? Нет, судя по законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды в Москве (ООПТ, городские почвы, защита зелёных насаждений и др.). И, за редчайшим исключением, не помогают своим избирателям в защите конкретных природных и озеленённых территорий от застройки, «злоустройства», как природоохранные активисты стали именовать проводимое на них антиэкологичное благоустройство, и прочих действий, причиняющих вред нашим «зелёным лёгким». Что-то не припомню, чтобы депутат от СЗАО оказал поддержку жителям районов Южное Тушино и Северное Тушино, защищавшим от «злоустройства» Дубовую рощу «Маяк» и парк «Северное Тушино», жителям района Куркино, выступавшим против строительства жилого квартала в правобережной пойме р.Сходни у границы ландшафтного заказника «Долина р.Сходни в Куркине», митинцам, протестующим против строительства многоэтажного жилого района, по европейским меркам – целого города, на бывших полях в окрестностях пос. Рождествено, которые должны войти в состав новой ООПТ – ландшафтного заказника «Долина реки Сходни в Митине». Не принимают депутаты и мер, которые положили бы конец убийственному содержанию многих миллионов квадратных метров озеленённых территорий с тотальным выстриганием травы и удалением листового опада, что уже привело к полной деградации травяного покрова, истощению почв и, как следствие, к ослаблению и преждевременному усыханию деревьев в Москве.

Сейчас нам, избирателям, предоставилась возможность исправить сложившуюся ситуацию. В новый состав Мосгордумы нужно избрать людей, которые не на словах, а на деле занимают активную жизненную позицию и занимаются общественной природоохранной деятельностью, понимая, что экологические проблемы Москвы – это проблемы выживания её многомиллионного населения, что леса, луга, зелёные насаждения в городе – это не декоративное его оформление, а важнейший фактор оздоровления окружающей среды и повышения качества жизни в мегаполисе.


В нашем избирательном округе это Михаил Песков, возглавивший движение в защиту Дубовой рощи «Маяк», депутат муниципального округа Южное Тушино, член Московского городского общества защиты природы и Общественного экологического совета Москвы. Если в Мосгордуме будут такие депутаты, как Михаил, то можно рассчитывать, что экологические проблемы столицы, обусловленные в том числе и законодательством Москвы в области охраны окружающей среды, которое не учитывает специфики Москвы как крупного мегаполиса, игнорирует современные принципы охраны природы в сильно урбанизированных регионах и приоритетное средозащитное, климаторегулирующее и оздоровительное назначение городских природных и озеленённых территорий, будут решены.

Г.В.Морозова – руководитель Московского городского общества защиты природы,
ответственный редактор и автор Красной книги города Москвы,
Заслуженный работник Москомархитектуры, в 1997-2006 гг. – руководитель
отделения охраны Природного комплекса Москвы НИиПИ Генплана Москвы






  • 1
Судя по единицам кандидатов на муниципальных выборах от Яблока в Петербурге, на этих будет полный крах. Нельзя одну кофточку носить 10 лет.

А что случилось с автором статьи после 2006 года?

Не готов обсуждать питерских депутатов и биографию уважаемого мной автора.

Боитесь опять что-то не то сказать, это нормально ;)

Во время предвыборной кампании нужно следить за каждым словом.

Это точно. Люди не забудут, как вы прокололись уже, так же как и интернет. Даже "каштаны" не спасут.

Кстати, не знаю почему, но мне кажется, что не вы ведете свой ЖЖ и отвечаете на комментарии тоже.

Я прав?

Люди о вас уже забыли. Вы как всегда неправы в интернете.

  • 1