?

Log in

No account? Create an account
Песков

peskow


Песков Михаил Владимирович


Previous Entry Share Next Entry
Экологическое состояние России неблагополучно. Экологические проблемы России требуют решения!
Песков
peskow
Заявление, подготовленное российскими некоммерческими общественными экологическими организациями к IV Всероссийскому Съезду по охране природы.

ЗАЯВЛЕНИЕ
представителей неправительственных экологических организаций

I. ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Экологическое состояние России неблагополучно. Даже по официальным заниженным оценкам около половины россиян проживают при превышении ПДК загрязнителей. Огромны не учитываемые официальным мониторингом и статистикой масштабы загрязнения воздуха, воды, почв, нелегального использования природных ресурсов, утраты биоразнообразия.

На протяжении последних 20 лет в России возобладал анти-экологический подход в общегосударственной политике, основанный, с одной стороны, на получении быстрой прибыли ценой привлечении инвестиций за счет снижения природоохранных требований, за счет коммерческой эксплуатации природных ресурсов в ущерб сохранения жизнеобеспечивающих функций живой природы, с другой стороны – на выстраивании жесткой бюрократической вертикали, минимизирующей участие гражданского общества и органов муниципального уровня в решении экологических проблем, ведущий к обострению социальных проблем и снижающий качество жизни значительной части населения.

Исходя из такого подхода, планомерно изменена система власти (разделение страны на «округа», назначение губернаторов и др.), ослаблен гражданский контроль деятельности власти, целенаправленно ослаблено природоохранное и ресурсное законодательство, ограничен государственный экологический контроль и мониторинг, сокращены удельные расходы на охрану окружающей среды, запутано государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов, глушится гражданская активность по защите конституционных экологических прав граждан.

Ухудшению экологической ситуации способствует сырьевая направленность экономики, сращивание власти – капитала – криминала (ведущее, в том числе, к ослаблению государственного управления и умалению роли закона), моральная деградация общества (меркантилизм, коррупция, стяжательство, жестокость по отношению к животным), ограничение возможностей местного самоуправления.

Приоритеты получения прибыли, пренебрежение природоохранным законодательством, игнорирование законных экологических требований местными и федеральными органами и связанными с ними бизнес-структурами, приводят к участившимся случаям открытого стихийного протеста населения против реализации инфраструктурных, сырьевых и других хозяйственных проектов.

Понимание, что такая де-экологизация государства и общества становится опасной и для экономики, и для социальной стабильности, в последние годы начинает осознаваться властью, на что указывают некоторые «экологические» решения Совета безопасности РФ, Государственного Совета, поручения Президента и решения Правительства, например, принятие «Экологической доктрины» и объявление «года охраны окружающей среды»). Однако, стиль принятия решений в области природопользования и охраны природы - без обсуждения и учета экологических интересов населения, с пренебрежением к мнению квалифицированных независимых экспертов, со ставкой на силовой путь решения конфликтных ситуаций, – чреват ростом противостояния общества и власти и усугублением экологических проблем страны.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИИ

Политическая поддержка решения экологических проблем: переход к экологически-ориентированным принципам государственного управления
• Комплексность решения экологических, экономических, социальных проблем; обязательность разработки комплексных схем использования природных ресурсов в территориальных программах социально-экономического развития;
• сбалансированность государственного регулирования частной предпринимательской инициативы с защитой экологических прав граждан;
• включение экологической безопасности в качестве важнейшего компонента в систему национальной безопасности;
• сохранение качества окружающей среды как важного фактора обеспечения здоровья населения; выявление и сокращение экологически зависимой заболеваемости и смертности;
• неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и оборачиваемость (вторичное использование) невозобновляемых природных ресурсов, как основа экологически устойчивого развития страны;
• восстановление / поддержание качества окружающей среды по принципу «загрязнитель – платит»;
• ликвидация накопленного экологического ущерба (частично - с привлечением Вооруженных сил);
• сохранение живой природы и поддержание нормального функционирования природных экосистем как основы благоприятной и устойчивой среды – необходимого условия развития экономики, поддержания экологической безопасности и повышения качества жизни населения;
• обеспечение участия гражданского общества в принятии экологически значимых решений; восстановление фактически уничтоженного права граждан на региональный и всероссийский референдум по экологическим проблемам;
• презумпция потенциальной экологической опасности внедрения новых технологий (принцип предосторожности);
• развитие системы государственных стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
• гармонизация законодательства РФ в области охраны окружающей среды и норм международного права;
• ремонт природоохранного и ресурсного законодательства 2000 - 2013 гг. с позиций укрепления роли государства, местного самоуправления и гражданского общества;
• присоединение России к Орхусской Конвенции, к Конвенции ООН против коррупции в полном объеме, ратификация Боннской конвенции по сохранению мигрирующих видов, Картахенского протокола по биоразнообразию, более активное участие России в международных усилиях по сохранению Антарктики, Арктики и против изменений климата.

Восстановление самостоятельного федерального ведомства по охране окружающей среды, не связанного с использованием природных ресурсов

Восстановление системы государственной экологической экспертизы для всех потенциально экологически опасных проектов
• Возврат к определению экологической экспертизы в трактовке закона до 2006 г. («Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы»);
• проведение оценки воздействия (ОВОС) проектов горнодобывающих производств до выдачи лицензий на недропользование;
• включение в объекты экологической экспертизы лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, проектов освоения лесов арендаторами лесных участков;
• при расширении и модернизации объектов проведение экологической экспертизы всего объекта в целом, а не только тех частей, которые добавляются или изменяются.

Укрепление государственного и общественного экологического контроля и надзора
• Укрепление и развитие системы государственного экологического контроля;
• демонополизация экологической надзорной деятельности, создание независимой от исполнительной власти системы контрольных служб;
• развитие общественного экологического контроля / инспекций;
• развитие муниципального экологического контроля; воссоздание муниципальной экологической полиции;
• обеспечение неотвратимости наказания за экологические правонарушения;
• ужесточение наказаний за финансирование проектов и объектов, не прошедших требуемую по закону экологическую экспертизу.

Восстановление и развитие государственного экологического мониторинга
• Охват системами автоматического и дистанционного (лазерного, локационного, космического) мониторинга физических и химических загрязнений всех крупных городов и промышленных предприятий;
• расширение спектра контролируемых на регулярной основе химических и физических загрязнений;
• формирование интегрированной системы мониторинга всего биологического разнообразия (не только редких видов) и природных экосистем, а также мониторинга биологических (рыбных, охотничьих, лесных) ресурсов;
• включение в экомониторинг показателей эколого-зависимой заболеваемости и состояния жизнеобеспечивающих экосистем, выявление зон экологического неблагополучия и бедствия;
• инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;
• развитие муниципального и общественного экологического мониторинга.

В области экономики и финансов
• Определение и использование в экономических расчетах адекватной (с учетом экстерналий) ценности природных ресурсов и экосистемых услуг;
• снижение затрат энергии и ресурсов на единицу ВВП;
• переход к «зеленой» (низкоуглеродной) экономике;
• преодоление сырьевой направленности российской экономики за счет развития природо- и ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств;
• перенос тяжести налогообложения с производства (добычи) на использование природных ресурсов;
• использование налогов для ограничения загрязнения и ограничения деградационного потребительства;
• формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
• создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны-производителя;
• внедрение системы технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих экологичность экономики и ее энергоэффективность;
• стимулирование и поддержка инициатив хозяйствующих субъектов в экологической, ресурсо- и энергосберегающей сферах;
• экологический (рекультивационный) залог для обеспечения природо-восстанавливающих мероприятий;
• компенсация в полном объеме ущерба, нанесенного загрязнением окружающей среды здоровью и имуществу граждан;
• обязательность страхования экологических рисков;
• отказ от системы направления экологических платежей в консолидированный бюджет;
• восстановление экологических фондов (аккумулирование средств, поступающих от платежей за НВООС, штрафов, возмещения ущербов, для целевого направления их на природоохранные мероприятия);
• экономическое стимулирование природоохранных инициатив и благотворительности (в т.ч. энерго- и ресурсосбережение, жизненный цикл продукции, рециклинг – использование вторичных ресурсов, возобновляемые источники энергии);
• введение экологической маркировки продуктов;
• расширение производства товаров длительного пользования;
• кратное увеличение бюджетных расходов на охрану окружающей среды.

Сохранение и восстановление природного биологического разнообразия
• Сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;
• сохранение средообразующих функций природных экосистем как важного фактора стабильности окружающей среды;
• резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емкости природных систем при освоении этих территорий;
• предотвращение и минимизация последствий фрагментации природных экосистем в процессе хозяйственной деятельности;
• пересмотр законодательства в части, нарушающей принцип абсолютной заповедности (в т.ч. «корректировки» территорий ООПТ, использования заповедников для рекреации);
• остановка оттока квалифицированных кадров из заповедной системы повышением уровня социальной защиты работников федеральных ООПТ;
• ликвидация незаконно возведенных построек на территории ООПТ; вывод с территории ООПТ всех «сторонних пользователей», нарушающих природоохранный режим.

Создание городов и других поселений, удобных для жизни
• Обязательность положительного заключения публичных слушаний и согласования муниципальными собраниями решений по проектам градостроительных планов, проектам планировки и межевания;
• обязательность экологической экспертизы землеотводов, затрагивающих зеленые зоны, парки, скверы, побережья рек и озер, а также акваторий в черте населенных пунктов, местах рекреации населения и обитания редких и исчезающих видов;
• запрещение поправок к схемам территориального планирования без публичных слушаний;
• увеличение городских лесопокрытых территорий (парков, придомовых посадок, скверов); создание кадастра городских насаждений с учетом каждого дерева;
• придание статуса «охраняемых природных объектов» всем без исключения зеленым насаждениям в городах;
• превращение природных городских водоемов в экологически устойчивые квазиприродные экосистемы;
• передача в собственность жителей многоквартирных домов придомовых территорий, при условии создания / сохранения древесных насаждений;
• в градостроительстве обеспечение баланса жилья и рабочих мест, расположение мест работы и отдыха в пешеходной / велосипедной доступности;
• отказ от домостроительства, ухудшающего условия жизни многих в интересах немногих;
• поддержка перехода к энергоэффективным домам, теплосбережению, тепло-хладо-аккумулированию, к децентрализованному энергообеспечению и теплоснабжению, автономному жизнеобеспечению;
• перевод городских ТЭС с паросилового на парогазотурбинный цикл;
• развитие городского транспорта на принципах сохранения городской среды, приоритета пешехода и общественного транспорта; развитие транспорта на мускульном приводе;
• повышение безопасности и эффективности моторного топлива (к 2020 г. в городском цикле 5 л/100 км, на шоссе - 3 л/100 км); расширение использования экологических видов топлива (электричества, газа, био-топлива);
• снижение экологической опасности противогололедных мероприятий.

Развитие научных исследований в области охраны природы
• Прогнозирование и разработка мероприятий по снижению отрицательных последствий глобального и регионального изменений климата;
• прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
• разработка нормативов допустимого воздействия на природные системы (популяции, виды, экологические сообщества, экосистемы), обеспечивающих сохранение (поддержание) их жизнеобеспечивающих функций;
• выяснение путей перехода к экологически устойчивому развитию;
• разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
• разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;
• разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
• анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
• разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции;
• создание основ определения экологических рисков в целях создания системы управления качеством природной среды;
• разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
• изучение связи между заболеваниями людей и изменениями состояния окружающей среды;
• разработка и развитие современных методов экологического мониторинга.

Распространение экологического образования и воспитания
• Восстановление курса экологии в программе средней школы;
• включение элементов экологии во все учебные программы средней и высшей школы; включение представлений о ценности жизнеобеспечивающих функций природных систем в процесс непрерывного экологического образования;
• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
• государственная поддержка деятельности систем образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
• развитие системы повышения экологической квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
• развитие системы учреждений дополнительного эколого-биологического образования;
• поддержка детских экологических лагерей;
• поддержка молодежных экологических движений («зеленый патруль», «голубой патруль», юннатское движение и др.).

Улучшение системы экологической информации власти и населения
• Обязательность ежегодных докладов по состоянию окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим показателям в каждом муниципальном образовании;
• обеспечение доступности материалов экологического мониторинга в режиме реального времени;
• формирование доступных для граждан банков данных по экологическому и санитарно-эпидемиологическому состоянию региона и муниципального образования;
• организация регулярных экологических рубрик во всех СМИ, получающих государственную и муниципальную поддержку.

Поддержка деятельности неправительственных экологических организаций и гражданских экологических инициатив
• Расширение сферы общественного экологического контроля и мониторинга (включая проведение общественных экологических экспертиз);
• расширение легальных основ экологической благотворительности;
• пересмотр законодательства, затрудняющего получение международных и иностранных грантов на решение российских экологических проблем и позволяющего использовать ярлык «иностранных агентов» в отношении общественных экологических организаций;
• формирование эффективной системы учета экологических требований населения при реализации хозяйственных проектов, влияющих на природные комплексы и окружающую среду.

Защита «братьев наших меньших»
• Организация централизованного учета и поиска потерявшихся животных на основе идентификации (маркировки) домашних животных;
• создание муниципальных, региональных и всероссийской базы данных домашних животных (животных-компаньонов);
• регулирование численности животных в городах исключительно с использованием стерилизации, строительства приютов, пристройства бездомных и повышения ответственности хозяев за содержание животных;
• борьба с догкиллерством (догхантерством) и жестоким обращением с животными;
• усиление ответственности за жестокое обращение с животными и пропаганду жестокого обращения;
• поддержка создания приютов неограниченного срока содержания для бездомных животных;
• постепенный отказ, а затем и полный запрет на использование в цирках и передвижных зоопарках (зверинцах) диких животных; запрет внутриконтинентальных дельфинариев.

Экологизация государственной политики по отраслям экономики

В промышленности:
• Периодическая экологическая паспортизация / аудит всех крупных предприятий (с целью сокращения выбросов и сбросов и сокращения площади санитарно-защитных зон);
• распространение малоотходных, ресурсо- и энерго-сберегающих технологий;
• реализация концепции «жизненного цикла» продукции;
• обязательность планов рекультивации территории при организации производств, связанных с исчерпаемыми природными ресурсами;
• передача функций рекультивации нарушенных промышленностью территорий специализированным организациям (за счёт средств природопользователей, аккумулированных в фонде рекультивации);
• включение работ по рекультивации отработанных площадей в перечень объектов государственной экологической экспертизы;
• среди конкретных ограничений: отказ от размещения накопителей отходов горнорудных производств и связанных с ними ГТС в поймах и руслах рек; запрет разработки месторождений золота с применением цианидов; запрет добычи россыпного золота; запрет добычу нефти в замерзающих морях до разработки технологий ликвидации аварийных разливов.

В энергетике:
• Активный переход к возобновляемым источникам электроэнергии (солнечной, ветровой, малой гидроэнергетике и др.) с целью доведения их доли в энергобалансе страны до 25 % к 2030 г.;
• запрет на строительство ГЭС на равнинных реках;
• сокращение доли угля и нефти в генерации электричества;
• развитие децентрализованных систем энергоснабжения;
• интенсификация программ энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии;
• поэтапное сворачивание атомной энергетики, отказ от продления сроков эксплуатации АЭС, выработавших проектный ресурс, отказ от строительства новых и расширения действующих АЭС;
• переход к тепловым электростанциям с нулевым выбросом.

В рыбном и охотничьем хозяйстве:
• Эффективная борьба с нелегальным промыслом рыбы, морских беспозвоночных и других водных биресурсов, а также охотничьих животных;
• увеличение численности и повышение уровня социальной защиты инспекторов;
• реализация принципа «переход от промысла к хозяйству».

В лесном хозяйстве:
• Разработка и реализация государственных программ сохранения и восстановления лесов (включая агролесомелиорацию);
• усиление государственной охраны лесов («вернуть в лес лесника», создание государственных лесохозяйственных организаций на участках лесного фонда, не переданных в аренду);
• проведение государственной инвентаризации лесов;
• прекращение фальсификации официальных данных по площади пожаров и повреждений леса;
• прекращение вывода лесов на землях населенных пунктов и в их окрестностях из государственной собственности (и общего пользования).

В сельском хозяйстве:
• Разработка и реализация государственных программ по сохранению и восстановлению плодородия почв;
• поддержка производства экологически чистых продуктов питания;
• введение экологических нормативов землепользования;
• запрет на производство и распространение генетически-модифицированных биологических культур пищевого назначения, кормов и продуктов питания из них; контроль за производством генетически-модифицированных культур технического (непищевого) назначения, исключающий включение ГМ-культур в природные экосистемы.

Решение водных проблем:
• Переход на технологии водоподготовки, исключающий образование канцерогенов;
• восстановление режима водоохранных зон (в т.ч. ликвидация незаконных выпусков, освобождение берегов вне исторической застройки и обеспечение свободного доступа к берегам);
• сокращение удельного потребления питьевой воды; перевод промышленных предприятий на повторное и оборотное водопотребление, сокращение утечек из распределительных систем;
• разработка планов и начало демонтажа плотин на равнинных реках;
• запрет межрегиональной переброски рек.

Решение проблемы отходов:
• Расширение использования вторичных ресурсов;
• внедрение принципа ответственности производителя за полный жизненный цикл произведенного продукта, включая утилизацию;
• обеспечение раздельного сбора ТБО и переход от мусоросжигания и захоронения ТБО к мусоропереработке; производство биогаза и тепло-электроэнергии из органической компоненты ТБО и осадка от очистки сточных вод;
• ликвидация нелегальных свалок;
• переход на биоразлагаемую (экологическую) тару и упаковку.

Повышение уровня радиационной безопасности:
• Запрет на ввоз в страну ОЯТ и РАО;
• вывод ядерно-опасных объектов (атомные реакторы и др.) с селитебных территорий;
• реабилитация радиоактивно-загрязненных территорий;
• запрет переработки ОЯТ для получения расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия.

Экологическая ситуация в России вышла из-под контроля государства и общества. Российские экологические проблемы требуют решения в интересах обеспечения экологического благополучия граждан и экологически устойчивого развития страны. Экологические неправительственные организации России работали и будут работать для поворота России на путь экологизации общества и государства.

24 ноября 2013 г.

А. Зименко – Центр охраны дикой природы (Москва)

А. Яблоков – Программа по ядерной и радиационной безопасности СоЭС (Москва)

А. Веселов – Союз экологов Республики Башкортостан (Уфа)

Г. Мингазов – Ассоциация журналистов-экологов (Москва)

А. Колотов – «Плотина.Нет!» (Красноярск)

С. Шапхаев - БРОК по Байкалу (Улан-Удэ)

А. Каюмов – «Дронт» (Нижний Новгород)

А. Грибков – Геблеровское экологическое общество (Барнаул)

С. Мухачев – Татарстанское отделение СоЭС (Казань)

В. Мельниченко – Московское отделение СоЭС (Москва)

Е. Родина – Экологический союз (Московская область)

Т. Тибрат - Эковахта по Северному Кавказу (Новороссийск)

С. Степанов, С. Голубчиков – МНЭПУ (Москва)

О. Сенова – Друзья Балтики (Санкт-Петербург)

Л. Жирина – «Виола» (Брянск)

Ю. Алтухова – Общественный экологический центр Республики Саха (Якутск)

В. Горохов – «Экоюрис» (Москва)

Д. Рыбаков – Ассоциация зеленых Карелии (Петрозаводск)

А. Гарапов – Антиядерное общество Татарстана (Казань)

О. Москвина - Магаданский центр окружающей среды (Магадан)

М. Пискунов - Центр содействия гражданским инициативам (Димитровград, Ульяновской обл.)

Текст подготовлен по поручению Инициативной группы представителей экоНПО по подготовке к IV Всероссийскому Съезду по охране природы (Москва, 2-4 декабря 2013 г.) А. Яблоковым и А. В. Зименко, с учетом предложений (фамилии в хронологическом порядке поступления замечаний): А. Лебедева, О. Москвиной, Е. Кругликовой, А. Веселова, И. Шкрадюка, Н, Данилиной, С. Мухачева, В. П. Захарова, Е. Усова, А. Грибкова, В. Ушковой, А. Чуразова, В. Агафонова, Е. Букваревой, В. Горохова, А. Каюмова.